Ведущий производитель и
EPC - подрядчик в области газоразделения
  • Печать
  • Карта сайта
  • Казахский
+7 (495) 777-77-34
Техническая поддержка +7 (926) 444-77-34
Свернуть
Работа в Грасис

Корпоративный календарь НПК «Грасис» на 2018 год. Май

Дилемма крокодила


Крокодил, который выхватил у стоявшей на берегу реги египтянки ребёнка, обещает вернуть его ей, но с одним условием. Несчастная мать должна правильно угадать, что сделает крокодил - отдаст или нет ее дитя.

Если женщина скажет, что крокодил отдаст ребенка, а тот так и хотел поступить, то крокодил должен вернуть его вернуть. Если де он собирался оставить малыша, то раз мать не угадала, она его теряет. Все логично, но судьба ребенка остается целиком на воле случая!

Мать же хочет перехитрить крокодила, чтобы наверняка получить ребенка обратно. Поэтому, подумав, она говорит, что крокодил не вернет малыша. Она рассуждает так. «Если я угадаю, то крокодил отдаст ребенка, как мы и договорились. Если же я не угадаю, то крокодил должен его будет вернуть, иначе то, что я сказала, станет неправдой».

Однако, крокодил отвечает, что не отдаст ребенка! И тоже ссылается на уговор! Он объясняет свое решение так. «Если то, что я не отдам ребенка - правда, я не отдам его, так как иначе сказанное не будет правдой. Если сказанное - неправда, значить ты не угадала, и я не отдам ребенка по договору». Кто же прав: мать или крокодил? К чему обязывает крокодила данное им решение. К тому, чтобы отдать ребенка или, напротив, чтобы не отдать его?

Авторство «Дилеммы крокодила» приписывают Кораксу - одному и создателей греческой риторики. Предание гласит, что похожий на дилемму крокодила спор произошёл в суде, когда Коракс подал иск против своего ученика Тисия. Предание гласит, что судья выгнал обоих спорщиков.

Объяснение парадокса

Дилемма крокодила

Проанализируем все возможные действия крокодила, если женщина сказала «ты не отдашь ребенка», т.к. только в этом случае возникает парадокс.

Предположим, крокодил решил не отдавать ребенка, т.е. догадка женщины оказалась верной. Тогда если крокодил оставит ребенка себе, он нарушит договор, ведь женщина угадала! А если вернет, то получится, что она не угадала, и крокодил должен оставить ребенка. Здесь мы возвращаемся в начало цепочки рассуждений, т.к. женщина, в итоге, оказывается права...Получается замкнутый круг.

С другой стороны, если крокодил собирался отдать ребенка, то раз мать не угадала, то крокодил оставляет его себе. Из этого следует, что она, на самом деле, угадала действия крокодила, и он должен его вернуть. Этот случай уже рассмотрен выше.

Таким образом, чтобы не сделал крокодил, он нарушает свой же договор. Это обещание внутренне противоречиво, и, таким образом, оно невыполнимо в силу законов логики.

Приходится признать, что иногда соглашения и системы правил приводят к неразрешимым, безвыходным положениям. Спорить о том, какая сторона права, бесполезно. Остается только смирится с досадой с настоящим и позаботиться о будущем. Для этого нужно так переформулировать исходные соглашения или правила, чтобы они не заводили более никого в безвыходную ситуацию.



Интересные факты

Ораторское искусство, основанное на принципах дисциплинированного поведения, возникло в Сицилии в 5 в. до н. э., благодаря Кораксу Сиракузскому и его ученику Тисию. Легенда гласит, что когда Коракс назначил Тисию плату за уроки, тот отказался платить, сославшись на то, что если бы Коракс хорошо его учил, он смог бы убедить своего учителя не брать с него плату за обучение. Если бы Тисий не смог убедить своего учителя, это означало бы, что ученик еще не овладел навыками убеждения, а значит свободен от любых платежных обязательств.
Коракс и Тисий написали трактат, который не сохранился, но на который ссылаются многие авторы древности. Сам Аристотель приписывал Кораксу и Тисию честь создания риторики.

Коракс Сицилиец (5 век до н. э.) — оратор и политический деятель в Сиракузах. Благодаря своему ораторскому дарованию, встал во главе управления республикой. Позже, оставив свое участие в общественных делах, открыл школу красноречия. Коракс и его ученик Тисий обычно называются изобретателями греческого риторического искусства. Коракс считается также первым писателем, изложившим письменно правила риторики. Его труд «Дети», служивший образцом для последующих, до нас не дошел.
Вместе со своим учеником Тисием создал сборник «общих мест» («топосов») — христоматию готовых примеров для заучивания, чтобы вставлять их в произносимую речь, и первый учебник риторики — теоретическое руководство, которое давало рекомендации относительно самой структуры ораторских выступлений.

Сохранился также античный анекдот, демонстрирующий отношение к умствованиям Тисия и его коллег со стороны простых греков:
Научившись красноречию у Коракса, Тисий решил не платить за обучение. Коракс привлек бывшего ученика к суду. «Скажи мне, Коракс, — защищаясь, спросил Тисий, — знатоком чего я считаюсь?» — «Знатоком искусства доказать что угодно», — ответил Коракс. «Но если ты научил меня этому искусству, я убеждаю тебя ничего с меня не брать, а если ты не научил, то мне не за что платить». Коракс возражал следующим образом: «Если, научившись от меня искусству убеждения, ты убеждаешь меня ничего с тебя не брать, то ты должен заплатить за обучение, поскольку умеешь убеждать, а если ты не убеждаешь, то ты должен все равно принести деньги, потому что я не убежден не брать с тебя платы». Судьи слушали, качали головами и наконец решили: «Негодное яйцо негодной вороны».
Игра слов: по-гречески Κόραξозначает «ворон»; известна также древнегреческая поговорка: Eκ κακoῦ κόρακoς κακòν ὠόν — «От плохого ворона и яйцо плохое» (ср.: «Яблоко от яблони недалеко падает»).

Начало обучения ораторскому искусству и составления соответствующих пособий (руководств) античная традиция связывала с теми судебными процессами, которые сопутствовали падению тирании в Сицилии (467 г. до н. э.). В это же время два сицилийских ритора — Корак и Тисий — выпустили сборник «общих мест» — хрестоматию готовых примеров для заучивания, чтобы вставлять их в произносимую речь, и теоретическое руководство (technē), которое не содержало примеров, но давало рекомендацию относительно самой структуры ораторских выступлений. По всей видимости, образцы речей были подготовлены Кораком, а теоретическое пособие — Тисием.

Это первое обобщение ораторского опыта подчинило ораторскую речь обязательным для всякого художественного произведения требованиям цельности и законченности. Она должна была иметь начало и конец (вступление и заключение), и главная ее часть расчленялась на два четких раздела: повествование, в котором излагались события, и спор, где предлагалось доказательство своего мнения и опровержения противного. Для спора разработан был такой вид аргументации, как доказательство правдоподобия (eikos) поступка, с вероятностью вытекающего из обычных стимулов человеческого поведения — выгоды и природных склонностей.

Построенная таким способом речь могла трогать, убеждать, увлекать слушателей, вполне соответствуя обстановке суда, где не было ни прокурора, ни адвокатов, а исход тяжбы зависел от того, сколь умело говорили перед судьями
истец и ответчик. Судей было несколько сот, и этот массовый характер аудитории определял основную линию развития красноречия как словесного искусства: оратор все время искал новые средства эмоциональной экспрессии и черпал их прежде всего в эпической поэзии, которую хорошо знал любой грек.
Поэтическими по своему происхождению были, например, такие ораторские приемы, как повторение общих мест (топосов), кочующих из речи в речь, или этопея (воспроизведение характера) — обрисовка типа, выделяющая лишь общие, характерные для целой категории людей штрихи и опускающая все частное, индивидуальное, — прием, знакомый, по-видимому, уже сицилийской риторике.


Не является публичной офертой
Сервис обратного звонка RedConnect